Персональный сайт педагога Детского сада №1 Шипицыной Зои Николаевны
Опыт работы: " Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении"Информационная карта педагогического опыта 1.Ф.И.О. автора Шипицына Зоя Николаевна 2.Город ( район) Кореновск 3.Образовательное учреждение МДОБУ д/с № 1 МО Кореновский район 4.Занимаемая должность воспитатель 5.Педагогический стаж и квалификационная категория 32 года, 1 –ая. 6.Тема педагогического опыта: « Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении». 7.Уровень опыта по степени новизны: комбинация известных методик, усовершенствование отдельных сторон педагогического труда. 8.Цель педагогического опыта: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. 9.Краткое описание работы: • Основные противоречия, решаемые в опыте: Выделен ряд противоречий между: потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой; имеющимся воспитательным потенциалом семьи и недостаточной степенью использования его в деятельности ДОУ; потребностью в здоровьесберегающих технологиях в процессе взаимодействия ДОУ и семьи и отсутствием моделей взаимодействия ДОУ и семьи в данном аспекте. • Основные компоненты системы работы: 1.Учёт особенностей физического здоровья детей. 2.Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы здоровья детей. * Методы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте последовательность их применения и обоснованность выбора: широкое использование двигательной деятельности; организация двигательной развивающей среды ; организация физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы. 1 * Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: заинтересованность всего педагогического коллектива, длительная целенаправленная работа, желание педагога изменить традиционные подходы к организации здоровьесберегающего процесса по физическому развитию дошкольников. • Необходимые ограничения и запреты: нельзя использовать опыт без предварительного тщательного изучения, без подготовки, без осознания необходимости изменения традиционных подходов к здоровьесбережению дошкольников. •Результативность: повышение функциональных возможностей организма дошкольников; рост уровня физического развития и физической подготовленности детей ; повышение приоритета здорового образа жизни; • Преимущества данного опыта: Регулярное использование здоровьесберегающих технологий и таких её компонентов, как подвижные игры, динамические паузы, пальчиковая, дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики - формирует у дошкольников необходимые знания по здоровому образу жизни, повышает мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни; Повышает уровень самостоятельности и активности дошкольников в двигательной деятельности; повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников; поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей. 10. Эффективность опыта: положительная динамика в повышении уровня здоровья детей, в укреплении физического и психического здоровья детей ; в расширении и углублении знаний и представлений дошкольников о здоровом образе жизни. 11. Экспертное заключение: можно использовать в практической деятельности. 12. Последователи: педагоги МДОБУ детского сада №1 МО Кореновский район. 13. Выводы, рекомендации: опыт рекомендован для внесения в районный банк данных.
2 Рецензия На материалы педагогического опыта « Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении» Шипицыной Зои Николаевны Воспитателя МДОБУ д/с № 1 МО Кореновский район Автор представляет опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни как основы их физического и психического развития. В опыте освещены новые современные подходы к проблемам здоровья дошкольников. Актуальность выбранной темы опыта заключается в необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников в детском саду перед поступлением в школу, где возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм и подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Данный опыт отличается новизной, так как Шипицына З.Н. разработала авторские конспекты занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, а так же сценарии развлечений и праздников, оформила картотеки по разным видам гимнастик. По практической направленности материалы опыта могут быть применены в работе педагогов ДОУ с детьми и родителями и использованы как методические рекомендации. Цель работы педагог видит в сохранении и укреплении здоровья, снижении уровня заболеваемости воспитанников; в формировании у детей знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, дающих положительные результаты. Эффективность опыта в предоставленной ребёнку возможности самостоятельно заботиться о своём здоровье, в потребности двигательной деятельности. 3 Результативность опыта работы автор подтверждает проведённой в соответствии с ФГОС ДО педагогической диагностики физического и психического развития ребёнка в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной двигательной деятельности. Автор отмечает положительную динамику в повышении уровня здоровья воспитанников, интереса к выполнению физических упражнений, в расширении и углублении знаний и представлений о здоровом образе жизни. Данный опыт, в частности, подборка дидактического материала, конспектов занятий и сценарный материал используется коллегами и, при соблюдении определённых автором педагогических условий, может функционировать в любом ДОУ МО Кореновский район. Считаем целесообразным внесения данного опыта работы в муниципальный банк данных передовых педагогических опытов. Заведующий МДОБУ д/с №1 Аникиенко Е.Ю. МО Кореновский район. 4 Содержание 1.Информация об опыте 6 2.Технология опыта. 12 3.Результативность опыта. 21 4.Библиографический список. 23 5.Приложения к опыту. 25 5 Информация об опыте Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в том числе и здоровьесберегающих. Это требует от педагогов – дошкольников широты эрудиции, мобильности и активности, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. Одним из важнейших направлений в работе коллектива ДОУ является забота о здоровье воспитанников. Инновационность подхода к организации работы по здоровьсбережению в том, что по современным условиям дошкольного образования здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, который требует переоценки всех компонентов образовательного процесса. Радикально изменились суть и характер образовательного процесса, т.к. здоровье ребёнка – является основной ценностью и показателем работы педагогического коллектива. Основная работа педагогов по здоровьесбережению детей основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта в ДОУ. Цель деятельности педагогов – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья в период пребывания в ДОУ, сформировать необходимые компетенции, показать пример использования знаний в повседневной жизни. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ( 17 октября 2013 г.) определены следующие задачи по здоровьесбережению дошкольников: · Обеспечение условий для физического и психологического благополучия , здоровья всех участников воспитательно – образовательного процесса. · Формирование доступных представлений и знаний о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах. · Реализация системного подхода в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития двигательных навыков, физических способностей и здоровьесозидающих компетенций детей. · Формирование основ безопасной жизнедеятельности. 6 · Оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к ЗОЖ. И большим помощником педагогам являются Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: (детей, педагогов, родителей). По целевому признаку здоровьесберегающие технологии применяются для поддержания и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. Обеспеченность технологии диагностическими средствами помогает педагогам отслеживать процесс и результаты педагогических воздействий. Теоретическим фундаментом опыта работы являются труды: Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» "Конвенция о правах ребёнка", ФГОС. Обобщая данный опыт, я ориентировалась на эти документы. Также учтены локальные акты, регулирующие деятельность МБДОУ по вопросам физического воспитания, такие как: образовательная программа; законодательные документы; программа оздоровительной работы ДОУ; инструктажи; правила внутреннего распорядка; должностные инструкции обслуживающего персонала, специалистов; приказ об утверждении графика работы специалистов. В Концепции дошкольного воспитания говорится о серьезном подходе ксозданию необходимых условий, обеспечивающих не только физическое, но ипсихическое здоровье ребенка. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как: 7 Л.А.Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, М.А. Рунова, В.Г. Алямовская, С.М. Мартынов, Е.А. Екжанова, Е.А. Сагайдачная, М.Н. Кузнецова и другие. В организации здоровьесберегающего педагогического процесса, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни детском саду я также использовала практические методические разработки этих авторов. Поэтому для меня актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности. Эффективность педагогических воздействий во многом определяется использованием системно-структурного подхода (П.К. Анохин, Д.Д. Донской, Н.А. Курьеров, и др.). В основу опыта положены теоретические разработки В.Алямовской, И.Аршавского, Ю.Змановского, Н.Амосова, Л.Глазыриной, а также практические пособия М.Маханевой, М.Картушиной, Л.Волошиной, и методические пособия в области различных оздоровительных методик. Виспользовании игровых технологий в физкультурной работе ориентируемся на труды Л. Волошиной, В.И. Усакова. По мнению одного из организаторов российской спортивной науки В.К.Бальсевича, здоровьеформирующие технологии физического воспитания в современных дошкольных учреждениях должны использовать все ценности физической культуры, обеспечивающие приумножение здоровья детей. Современные взгляды ученых Ю.Ф.Змановского, В.Ф.Базарного, В.Кудрявцева и др. на проблему сохранения здоровья подрастающего поколения ставит здоровьесберегающее воспитание в центр всестороннего развития ребенка. Видный русский ученый, академик Н.М.Амосов определял здоровье как максимальную производительность органов при сохранении качественных пределов их функции. Он утверждал, что условием хорошего здоровья являются «резервные мощности» сердца, легких, печени, всех органов и систем. Резервы добиваются тренировкой, поэтому человеку необходима двигательная активность . Профессор В.Ф.Базарный в итоге более чем 20-летних исследований пришел к выводу, что здоровье – мера реализации генетических потенциалов. Это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовно-нравственных характеристик. Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. 8 Так, Аристотель высказал идею природа сообразности, которую развил Я.А.Коменский . Его принцип природа сообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения здоровья и валеологизациюобразования по мнению М.М. Яловенко понятие здоровьесбережение можно рассматривать как ценность, систему, процесс, результат. Выстроить систему методической работы как показывают исследованияК.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, И.А.Паршуковой можно только на основе анализа результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ведущая педагогическая идея опыта. Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои образовательно-развивающие задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии. Все это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознаниисоциальной ценности здоровья личности идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьсберегающего процесса в детском саду,обеспечение его управляемости. Функция здоровьесбережения – функция командная, это целенаправленная, систематическая деятельность всего коллектива образовательного учреждения а длительный период. Каждый член команды должен качественно выполнять свою часть работы для достижения максимального оздоровительного эффекта. Управление в данном контексте подразумевает координацию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения, направленной на исполнение своих функциональных обязанностей с наибольшей эффективностью. Поэтому ведущей педагогической идеей опыта является оптимизация здоровьесберегающей деятельности посредством разработки и создания системы методической работы, выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование индивидуального стиля здорового поведения. 9 Актуальность опыта. Многие философы ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизнипервое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, такоценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, егопотерять – значит потерять все…» Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения. Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей. Вместе с тем педагогам необходима специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей. Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В тоже время, методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями науки. Однако на сегодня существует проблема низкой эффективности управленческих действий по повышению профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. И объясняется это бессистемностью методических мероприятий, отсутствием обоснованного планирования, ограниченностью используемых форм, нет учёта конкретных интересов и потребностей воспитателя. Выстроить систему методической работы как показывают исследования К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, И. А. Паршуковой можно только на основе анализа 10 результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов воспитателей. Для старшего воспитателя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта планирования и организации методической работы. При этом учитывается разносторонний характер её содержания и разнообразия форм подготовки кадров. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Поэтому тема опыта очень актуальна для успешной организации работы детского сада в оздоровлении, и в целом в развитии детей. Именно совместные усилия участников образовательного процесса, смогут наиболее успешно повлиять на здоровьесбережение дошкольников. Выделен ряд противоречий между потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой; -имеющимся воспитательным потенциалом семьи и недостаточной степенью использования его в деятельности ДОУ; - потребностью в здоровьесберегающих технологиях в процессе взаимодействия ДОУ и семьи и отсутствием моделей взаимодействия ДОУ и семьи в данном аспекте. Системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности детского сада является использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, развитии двигательной сферы, интереса к движению как жизненной потребности. 21 марта 2017 в 16:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.